Принципы гештальта в дизайне

Принципы гештальта в дизайне
Типографика, композиция, колористика — без изучения этих дисциплин невозможно себе представить работу дизайнера. Однако в этой профессии немаловажным фактором выступает знание человеческой психологии. Принципы гештальта направлены на упрощение восприятия сложной информации, а также помогают контролировать и направлять внимание читателей.
Типографика, композиция, колористика — без изучения этих дисциплин невозможно себе представить работу дизайнера. Однако в этой профессии немаловажным фактором выступает знание человеческой психологии. Принципы гештальта направлены на упрощение восприятия сложной информации, а также помогают контролировать и направлять внимание читателей.
Базовые принципы гештальта
Базовые принципы гештальта
Гештальтом называется объединенный из большого количества элементов цельный самостоятельный образ.

Самый простой пример, в котором проявляется сущность гештальта — как фантазия из простого облака рисует нам знакомые образы животных или людей. Данный процесс связан с тем, что работа нашего мозга направлена на поиск знакомых визуальных фигур и силуэтов. Наше воображение само "дорисовывает" недостающие элементы.

Чтобы лучше разобраться в человеческом восприятии визуальных образов, необходимо знать четыре базовых принципа гештальта:

1. Проявление

Человеческий мозг склонен вначале распознавать объекты в общем, и только после этого начинает изучать его составные части. Иными словами, мы быстрее идентифицируем цельный образ, чем его компоненты.


2. Неизменность

Наше восприятие прекрасно умеет распознавать сходные признаки и признаки различия. К примеру, мы можем распознать написанные в разных стилях буквы. Нам прекрасно удается идентифицировать предметы вне зависимости от их размера и местоположения. К примеру, мы с легкостью отличим своего родственника или друга, в каком ракурсе бы они не представали, даже по отрывкам слов и фраз.


3. Овеществление абстракции

Овеществлением называется преобразование абстрактного понятия в существующий объект. Человеческий мозг способен машинально заполнять информацией пропущенные места. Мы сопоставляем представленное изображение с ранее сохраненными шаблонами и автоматически заполняем пустоты.


4. Мультистабильность

Неоднозначный объект может интерпретироваться человеком несколькими способами. При этом наш мозг хочет найти определенность. В результате чего какая-то из точек зрения становится основной, а переход к другой интерпретации усложняется.
Гештальтом называется объединенный из большого количества элементов цельный самостоятельный образ.

Самый простой пример, в котором проявляется сущность гештальта — как фантазия из простого облака рисует нам знакомые образы животных или людей. Данный процесс связан с тем, что работа нашего мозга направлена на поиск знакомых визуальных фигур и силуэтов. Наше воображение само "дорисовывает" недостающие элементы.

Чтобы лучше разобраться в человеческом восприятии визуальных образов, необходимо знать четыре базовых принципа гештальта:

1. Проявление

Человеческий мозг склонен вначале распознавать объекты в общем, и только после этого начинает изучать его составные части. Иными словами, мы быстрее идентифицируем цельный образ, чем его компоненты.


2. Неизменность

Наше восприятие прекрасно умеет распознавать сходные признаки и признаки различия. К примеру, мы можем распознать написанные в разных стилях буквы. Нам прекрасно удается идентифицировать предметы вне зависимости от их размера и местоположения. К примеру, мы с легкостью отличим своего родственника или друга, в каком ракурсе бы они не представали, даже по отрывкам слов и фраз.


3. Овеществление абстракции

Овеществлением называется преобразование абстрактного понятия в существующий объект. Человеческий мозг способен машинально заполнять информацией пропущенные места. Мы сопоставляем представленное изображение с ранее сохраненными шаблонами и автоматически заполняем пустоты.


4. Мультистабильность

Неоднозначный объект может интерпретироваться человеком несколькими способами. При этом наш мозг хочет найти определенность. В результате чего какая-то из точек зрения становится основной, а переход к другой интерпретации усложняется.
Основные законы гештальта
Основные законы гештальта
Существует большое разнообразие гештальт-законов в дизайне. Мы выделили несколько базовых из них:

· Простые формы

Это основополагающий закон гештальта. Наш мозг легче распознает фигуры и объекты простых форм, нежели сложных. Столкнувшись с объектом сложной формы, человеческий разум преобразовывает его в простую и понятную форму.


· Фон-фигура

Еще один важный закон дизайна — сопоставление черных и белых цветов, а также передних и задних планов. Наш разум уравновешивает восприятие фигур и фона. Зная этот закон можно легко управлять человеческим вниманием.


· Близость

Объекты, которые располагаются недалеко друг от друга, воспринимается как общая группа. Это правило соблюдается, даже если составные элементы разного размера, формы и цвета.


· Сходство

Суть закона сходства такова: равные условия дают возможность распознавать общие черты и признаки различия определенного визуального объекта. Данный закон главенствует над законом близости объектов.


· Смыкание

Наше восприятие достраивает форму, заполняя ее пустоты, если для этого хватает элементов. Для завершения объектов простой формы, необходимо небольшое количество подсказок. В то же время, чтобы заполнить пробелы в более сложных формах, нашему мозгу необходимо больше подсказок. Данный закон часто используется для разработки дизайна логотипов.


· Симметрия

Подобные части, составленные в определенном порядке, легко воспринимаются потребителем. Однако такое дизайнерское решение может быть неинтересным или слишком банальным. Можно попробовать заинтересовать зрителей ассиметричным дизайном, однако такое решение может принести множество неудобств.


· Общая история


Человеческий разум воспринимает визуальные объекты, двигающиеся в одну сторону или с равной скоростью, как составные элементы общей формы. К примеру, стаи птиц воспринимаются как единый организм.
Существует большое разнообразие гештальт-законов в дизайне. Мы выделили несколько базовых из них:

· Простые формы

Это основополагающий закон гештальта. Наш мозг легче распознает фигуры и объекты простых форм, нежели сложных. Столкнувшись с объектом сложной формы, человеческий разум преобразовывает его в простую и понятную форму.


· Фон-фигура


Еще один важный закон дизайна — сопоставление черных и белых цветов, а также передних и задних планов. Наш разум уравновешивает восприятие фигур и фона. Зная этот закон можно легко управлять человеческим вниманием.


· Близость

Объекты, которые располагаются недалеко друг от друга, воспринимается как общая группа. Это правило соблюдается, даже если составные элементы разного размера, формы и цвета.


· Сходство

Суть закона сходства такова: равные условия дают возможность распознавать общие черты и признаки различия определенного визуального объекта. Данный закон главенствует над законом близости объектов.


· Смыкание

Наше восприятие достраивает форму, заполняя ее пустоты, если для этого хватает элементов. Для завершения объектов простой формы, необходимо небольшое количество подсказок. В то же время, чтобы заполнить пробелы в более сложных формах, нашему мозгу необходимо больше подсказок. Данный закон часто используется для разработки дизайна логотипов.


· Симметрия

Подобные части, составленные в определенном порядке, легко воспринимаются потребителем. Однако такое дизайнерское решение может быть неинтересным или слишком банальным. Можно попробовать заинтересовать зрителей ассиметричным дизайном, однако такое решение может принести множество неудобств.


· Общая история


Человеческий разум воспринимает визуальные объекты, двигающиеся в одну сторону или с равной скоростью, как составные элементы общей формы. К примеру, стаи птиц воспринимаются как единый организм.

Пользователь сам занимается поиском организации в визуальном контенте, его связывающих элементов. Это очень облегчает работу дизайнера. Люди не хотят смотреть на несвязанные элементы. Дизайнером создаются своего рода подсказки, помогающие пользователям понять контекст. Если человек не смог расшифровать визуальное сообщение, он полностью игнорирует данное изображение.
Пользователь сам занимается поиском организации в визуальном контенте, его связывающих элементов. Это очень облегчает работу дизайнера. Люди не хотят смотреть на несвязанные элементы. Дизайнером создаются своего рода подсказки, помогающие пользователям понять контекст. Если человек не смог расшифровать визуальное сообщение, он полностью игнорирует данное изображение.
Made on
Tilda